Знание закона экономит средства

С помощью специалистов компании «Аудит-Эксперт» разбираемся, как предприятию избежать уплаты штрафов за занижение налоговых баз.

Входе проверки многие аудиторы выявляют нарушения в заполнении полученных от подрядных строительных организаций документов, подтверждающих расходы предприятия на проведение капитального и текущего ремонта производственных помещений.

В частности, в некоторых случаях акты составлены в произвольном виде вместо унифицированной формы № КС-2 и, соответственно, отсутствуют справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), затраты на оплату работ подрядчиков по таким документам учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, «входной» НДС принят к вычету. В связи с тем, что переоформить некоторые документы не представляется возможным, аудиторы считают необходимым восстановление сумм налоговых расходов и вычетов и представление в инспекцию уточненных налоговых деклараций за прошлые налоговые периоды. Аргумент аудиторов: добровольное уточнение налоговых обязательств позволит предприятию избежать уплаты штрафов за занижение налоговых баз.

На наш взгляд, если ремонтные работы силами подрядчиков действительно производились, предприятию вполне реально доказать правомерность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль и предъявления «входного» НДС к вычету. Дело в том, что добросовестным налогоплательщикам арбитры (как свидетельствует судебная практика) готовы простить самые разнообразные нарушения в оформлении подтверждающих документов.

Отсутствие в справках о стоимости выполненных работ и затрат отраженной без распределения по видам работ общей стоимости не является существенным нарушением при оформлении документа и самостоятельным поводом для отказа в принятии к вычету НДС на основании таких документов.

Отдельные нарушения в оформлении документов свидетельствуют о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, однако не могут являться безусловным основанием для отказа в применении налоговых вычетов. Пороки в оформлении справки о стоимости выполненных работ (№ КС-3) и акта о приемке выполненных работ (№ КС-2) сами по себе не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в возмещении НДС. При этом степень подробности составления актов не может быть критерием для признания оформленными ненадлежащим образом первичных документов.

Акты могут не содержать детального описания характера оказанных услуг, достаточного для того, чтобы они позволяли идентифицировать оказанные услуги (имели ссылку на дату и номер договора).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Неправильное оформление первичного документа исключает возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

У предприятия есть шансы отстоять в суде свои права даже при отсутствии унифицированных форм, если подрядчик представил акты в произвольной форме. Главный аргумент: Постановление Госкомстата России от 11.11.1999 № 100, которым утверждены унифицированные формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», не является обязательным для применения, поскольку документ не был официально опубликован и не имеется сведений о его представлении в Минюст для государственной регистрации.

К сведению. В силу п. п. 9 и 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 такой документ не влечет правовых последствий как не вступивший в силу, не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в нем предписаний.

На данный документ нельзя ссылаться при разрешении споров, в том числе налоговых.

Организация вправе применять необязательные для нее официально неопубликованные формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, или иные первичные учетные документы, соответствующие обязательным требованиям, установленным ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. В результате суды признали необязательными для использования унифицированные формы, утвержденные Постановлениями Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 и от 25.12.1998 № 132.

Итак, формы № КС-2 и № КС-3 не являются обязательными к применению. Следовательно, требования чиновников об обязательности подтверждения расходов только унифицированными формами не обоснованы.

Таким образом, сдача-приемка результатов работ и оказанных услуг может оформляться актами произвольной формы. Единственное непременное требование: акт должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Что касается актов по форме № КС-11 и № КС-14, они подтверждают завершение работ по строительству объекта (жилого, нежилого здания, сооружения) и приемку результатов работ заказчиком. Акт приемки объекта капитального строительства (по форме № КС-11 или № КС-14) также необходим для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 3 ст. 55 ГК РФ).

С точки зрения налогообложения прибыли акты приемки объекта капитального строительства являются документами, подтверждающими расходы организации на осуществление реконструкции объекта (наравне с иными документами, к примеру, актами по форме № КС-2, оформляемыми на каждый этап работ).

Таким образом, акты по форме № КС-11 и № КС-14 будут подтверждать правомерность включения в первоначальную стоимость объекта основных средств (здания, сооружения) затрат на его реконструкцию по договору с подрядчиком, а также реальность понесенных затрат.

 

Возникли вопросы? Звоните!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *